Почему ребенок стал заикаться и что делать?
13.03.2025
Заикание относится к одному из самых
распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при
отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы.
Как правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных
детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление
организма после тяжело перенесенной болезни; неправильное отношение к ребенку,
когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания;
запугивания; постоянное нарушение необходимого ребенку распорядка дня;
перегружение его чтением книг; требования повторять сложные для него слова;
подражание речи заикающегося ребенка или взрослого.
При первых признаках заикания ребенка необходимо проконсультировать у врача психоневролога и
логопеда.
Эффективность логопедических занятий с
заикающимися детьми во многом определяется совместной работой
медико-психолого-педагогического коллектива детского образовательного
учреждения и родителей. Создание эмоционально-положительного контакта с
логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс,
развитие их умений самостоятельно использовать приёмы формирования плавности
речи - основные компоненты работы.
Что
же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать,
что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся
детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних
условиях.
Памятка
родителям заикающихся детей.
Правильная
организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие
преодоления заикания.
Рекомендации.
1)
Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это достигается:
-
общей спокойной, доброжелательной обстановкой;
-отсутствием
выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;
-
последовательностью требований взрослых к ребёнку;
-
учётом страхов ребёнка, его тревог.
Заикающийся ребёнок не должен чувствовать
себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно
показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не
произносить при ребёнке слово заикание.
2)
Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:
-
выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;
-
строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного
питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;
-
ежедневно гулять с ребёнком;
-
ежедневно делать физическую зарядку;
-
избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать
положительных и отрицательных эмоций);
-
ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим
напряжением и носят соревновательный характер.
3)
Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:
-
спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;
-
обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);
-
совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;
-
выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.),
оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например,
при изодеятельности);
-
как можно чаще заниматься пением;
-
читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);
-
выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом
(надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);
-
создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период
обострения).
Велико коррекционное воздействие музыки.
Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных
произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком
пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь
более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать
то же самое и превращая это в игру.
При речевом общении с ребёнком стройте
диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя
при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.
Для развития мелкой моторики рук родителям
рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом
пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию
движений пальцев и речи.
Заикание не может быть устранено сразу.
Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания,
запущенности и сопутствующих невротических симптомов.
Только
активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил
поведения с заикающимся ребёнком в домашних условиях позволят достичь большей
положительной динамики в нормализации его речи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2025
Дата обновления: 24.03.2025
Дата публикации: 13.03.2025