Музыкальное развитие на занятиях с применением здоровьесберегающих технологий
06.05.2025
Большое количество
медицинских и психологических исследований подтверждает положительное
воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на
уровень имунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную
работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки;
доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность
не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические
процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы,
снижается уровень тревожности.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу
здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации
обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику
любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка
и педагога.
Здоровьесберегающие
педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье
ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Среди данных технологий можно выделить технологии, которые используются на
занятиях по музыкальному воспитанию:
-
организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса,
способствующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других
дезадаптационных состояний);
-
психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает
на детей, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия);
- социально адаптирующие и
личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической
адаптации личности);
- сохранения и
стимулирования здоровья (технология использования подвижных игр под музыку,
дыхательная гимнастика, ритмопластика, релаксация);
-коррекционные
(арт-терапия, технология музыкального воздействия, психогимнастика и др).
Основными принципами
(идеями) здоровьесберегающих техноглогий являются:
- гуманизации – приоритетность
личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического
процесса;
- учета возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка; - учета и развития субъектных качеств и
свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и
направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его
активности, самостоятельности, инициативности;
- субъект-субъктного
взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в
разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого
взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он
мог бы максимально реализовываться;
- педагогической
поддержки – решение совместного с ребенком сложной ситуации приемлемыми для
конкретного ребенка способами и приемами.
Основной критерий
реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка деятельностью и ее
результатами, снятие эмоциональной напряженности.
Болезненный, отстающий в
физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание,
слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей
зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить
с использованием такого могучего средства в решении воспитательных,
образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка
из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на
человека. Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование
на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
- Валеологические
песенки-распевки.
С них начинаются все
музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы
"Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной
гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего
мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например:
Доброе
утро!
Доброе
утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись
скорее! (разводят руки в стороны)
Будет
веселее. (хлопают в ладоши)
Мы
погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем
мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики") Как в
саду цветочки!
Разотрем
ладошки (движения по тексту)
Сильнее,
сильнее!
А
теперь похлопаем
Смелее,
смелее!
Ушки
мы теперь потрем (потирают ушки)
И
здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся
снова,
Будьте
все здоровы! - Логоритмические упражнени. Это метод преодоления речевых
нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;
-
Ритмопластика.
Музыкально-ритмические
движения являются синтетическим видом деятель ности, следовательно, любая
программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный
слух, и двигательные способности, а также те пси хические процессы, которые
лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно
преследовать различные цели, например, акцентиро вать внимание на развитии
чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар тистичности и т. д., в
зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется
данная работа.
Основная направленность
элементов ритмопластики на музыкальных занятиях,
— психологи ческое
раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази
тельного ("музыкального") инструмента. Много радости и восторга
приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и
возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у
них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения
– физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют
физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность,
укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на
кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому
организму.
Подготовил: музыкальный руководитель Коршунова Т.С.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2025
Дата обновления: 20.05.2025
Дата публикации: 06.05.2025