Синдром первоклассника или кризис семи лет?
02.07.2025
У
каждого человека на протяжении всей его жизни случаются памятные даты и
наиболее запоминающиеся эпизоды, которые, как ни крути, из памяти не выкинешь.
Одним из таких моментов (не для всех, конечно, но для большинства точно)
является первый школьный звонок. Словом, то время, когда мы смело и гордо (хотя
кто как) шагнули во взрослую жизнь и почувствовали себя настоящим
первоклассниками. Со временем, скорее всего, эмоции того дня немного поблекнут.
Зато, когда уже наши дети приближаются к этой важной дате, мы переживаем все
заново как еще больший стресс по сравнению с тем, который испытали, когда
проходили этот период сами. И это нормально и естественно: мы волнуемся за
своих детей, так как несем за них полную ответственность. И поверьте мне, и
моему многолетнему опыту работы с детьми именно предшкольного возраста – мы с
вами в силах помочь ребенку адаптироваться к школе и чувствовать себя комфортно
в новых для него обстоятельствах.
Человек
в своей жизни переживает несколько переходных периодов, и одним из них как раз
является кризис семи лет у детей. Что же происходит на данном жизненном этапе с
ребенком, как ему помочь и как вести себя родителям и близким людям? Об этом и
многом другом мы поговорим более подробно.
В
возрасте 6-8 лет у ребенка начинает меняться эмоциональное, психологическое и
физическое состояние. Малыш начинает чувствовать, что он вдруг повзрослел, он
старается показать свои внутренние ощущения. Это выражается в подражании
взрослым, в манере одеваться, разговаривать, в демонстрации навыков культуры общения
и многом другом. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок вдруг начал
подражать некоторым вашим манерам, причем стал делать это осознанно, не просто
копируя ваши действия, а именно вкладывая в них смысл. И это еще хорошо, если
малыш копирует Вас или кого-то из членов семьи, а бывает ведь и так, что
примером для наших детей становятся посторонние люди. В таком случае очень
важно показать ребенку ценность именно ваших семейных взаимоотношений, но
сделать это надо очень тактично и ненавязчиво. Например, обратите внимание:
если малыш на протяжении какого-то времени рассказывает вам о своем лучшем
друге, о его семье, их быте, их поездках и т.д., скорее всего, это не праздный
интерес. Ведь, если ребенок начинает чрезмерно интересоваться чужой жизнью,
значит ему чего-то не хватает в своей собственной. В этом случае уделите
ребенку больше внимания. При этом нужно не просто поговорить с ним и отпустить
гулять, где он опять будет с интересом впитывать чужие истории, а постараться
наладить взаимосвязь через совместную деятельность, с привлечением всех членов
семьи. Поставьте домашний спектакль, поиграйте все вместе в настольную игру,
предложите ребенку побыть семейным фотографом (а потом смонтируйте фото и
сделайте видеоролик). Все это увлечет ребенка и поднимет ваш авторитет в его
глазах.
Кризис
семи лет- это второй переломный момент в жизни Вашего малыша (первый, как вы
знаете, - это кризис трехлетнего возраста, или, как его еще называют, кризис «Я
сам»), и он, как правило, совпадает с поступлением в школу. А в школе на
ребенка ложится немалый груз ответственности: и учись хорошо, и «домашку»
делай, и школьную форму не запачкай, и веди себя спокойно! Но ведь
психологически ребенок еще остается маленьким, он не может пока правильно
распределить свое время, правильно расставлять приоритеты, не умеет владеть
своими эмоциями. Все это негативно сказывается на внутреннем состоянии ребенка,
и он начинает замыкаться в себе.
Большой
груз ответственности перед взрослыми и перед собой заставляет вроде бы
послушного ребенка вести себя абсолютно противоположным образом.
Малыш начинает:
-грубить взрослым;
- паясничать;
- проявлять открытое
непослушание;
- игнорировать просьбы
взрослого;
- проявлять агрессию;
И
именно в этот момент нам с вами нужно запастись огромнейшим терпением. Если не
можете совладать с собой, лучше пейте успокоительное, но ни в коем случае не
срывайтесь на ребенке.
На
протяжении всего детства (до 7 лет) у ребенка ведущим видом деятельности была
игра. На данном этапе игровая деятельность постепенно заменяется на учебную.
Теперь у малыша в приоритетах должна стоять учеба и все, что с ней связано.
Ребенок начинает понимать, что не все учебные занятия проводятся в форме игры.
Но это вовсе не значит, что ребенок должен полностью отказаться от игровой
деятельности и погрузится с головой в учебу. Так не бывает, да это и не нужно.
Игра как раз и помогает малышу в этот нелегкий период переживать стрессы и
разочарования, и не нужно его этого лишать.
Игра
- это выплеск накопившихся эмоций (в том числе и негативных), смена
деятельности, позволяющая переключиться и отдохнуть, а также способ проявить
свои игровые навыки. Также в этот период малыш учится оценивать себя, то есть,
примеряя на себя ту или иную роль или вид деятельности, он уже способен заранее
оценить, справится он или нет. Но в этом как раз и заключается еще одна
загвоздка. В дошкольном возрасте самооценка у детей чаще всего завышена, им
кажется, что они могут все и сразу. К семи годам малыш начинает реально
оценивать свои возможности, но при этом у него резко падает самооценка. В этот
момент, конечно, необходимо поддержать ребенка и объяснить ему, что, к
сожалению, есть такие действия или задания, для выполнения которых требуются
продолжительные тренировки и прилежная учеба. Очень важно донести эту мысль
ребенку на собственном примере. Расскажите малышу историю о том, как вы
преодолевали какую-либо трудность, как пришлось много терпеть, освоить что-то
новое и даже чем-то пожертвовать, но в итоге вы добились своей цели.
Обязательно расскажите о плюсах, которые вам принесло это усилие над собой.
Мотивация
очень важна. Ведь если ребенок не видит смысла или пользы от своего действия,
то он перестает прилагать усилия для его выполнения. Конечно, очень сложно
простимулировать ребенка на хорошую учебу и приобретение новых знаний, но этого
и не требуется: детский мозг все равно не воспринимает «нужность» на
перспективу. Дайте малышу стимул, которым он сможет воспользоваться здесь и
сейчас, например: сделаешь уроки-пойдешь гулять, выучишь
стихотворение-посмотрим фильм, какой ты захочешь т.д. Многие родители
стимулируют детей деньгами. Мы не будем осуждать их или говорить, правильно или
нет, но скажем так, мы к этому не призываем и считаем, что в мире (а тем более
в мире ребенка) есть множество других стимулирующих способов, гораздо более
полезных, чем материальные.
Данный
период жизни сложный как для детей, так и для родителей. Чтобы пройти его
вместе с ребенком и помочь ему преодолеть все трудности, родителям нужно быть
готовым, прежде всего морально. Очень многие родителя именно в этот период жизни
малыша совершают ошибки, неправильно истолковывая поведение ребенка, что в
дальнейшем приводит к более глубоким психологическим травмам, а также к полному
отторжению ребенком процесса обучения.
Этого ни в коем случае
допустить нельзя!
Чтобы
помочь своему малышу пережить это нелегкое время максимально безболезненно,
родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- стараться внимательно
наблюдать за ребенком, узнавать, что конкретно его беспокоит;
- если малыш не идет на
контакт, то, не заостряя ни на чем конкретном внимания, мягко и аккуратно
выяснить причину;
- ругать ребенка,
повышать голос и применять наказания ни в коем случае нельзя. Это не только не
поможет, но еще больше усугубит ситуацию;
- чтобы ребенок мог
справиться с ответственностью, не стоит на него давить и запугивать, лучше
всего показать, как это нужно делать, на собственном примере: рассказать малышу
случай из собственной жизни;
- стараться больше
времени проводить с ребенком в этот период, тогда он будет чувствовать поддержку
взрослого, и ему будет легче;
- оказывать ребенку
посильную помощь. Это не значит, что нужно все делать за него. Помощь скорее
должна быть словесной-подскажите советом;
- частые эмоциональные
перегрузки могут привезти к резкой смене настроения у ребенка; не стоит
заострять на этом внимание, нужно дать малышу отдохнуть, предложить спокойную
игру;
-следует также
разнообразить отдых ребенка: в выходные дни малыш должен отвлекаться от учебы и
школы; долгие прогулки на свежем воздухе, спортивные игры и активный образ
жизни благоприятно скажутся не только на эмоциональном фоне малыша, но и на его
здоровье;
- чтобы ребенок не
испытывал тяжелые нагрузки во время учебы, следует соблюдать определенный режим
дня;
- питание тоже играет
немаловажную роль в самочувствии ребенка: следует отдавать предпочтение
здоровой пище и исключить фастфуды, слишком острую и соленую еду;
- сразу после школьных
занятий малыш должен отдохнуть и лишь потом приступать к урокам и заданиям;
- многие дети переживают
все в себе. Нужно разговаривать со своим ребенком, спрашивать, как дела в
школе, что нового и интересного он узнал сегодня и т.д.;
- дети очень
чувствительны к настроению взрослых. Не стоит садиться делать с ребенком
задание, если вы не в настроении-результатов это не принесет;
- несмотря на то, что вам
малыш повзрослел и теперь ходит в школу, у него всегда должно оставаться
свободное время для игр;
- время для просмотра
телевизора, игр в телефоне или планшете следует сократить до минимума;
- обязательно нужно
контактировать с учителем, интересоваться успехами и проблемами маленького
школьника;
- в это период не стоит
перегружать детей дополнительными занятиями в секциях и кружках;
Чтобы
быстрее прошла адаптация и ребенок легко вошел в учебный процесс, нужно
заниматься ч ним дома, играть в развивающие игры, читать, рисовать и т.д.
Ну
и самое главное – ваша забота и ваше внимание. Проводите с малышом больше
времени, придумывайте совместные занятия и семейные ритуалы и помните, что
самый важный пример в жизни ребенка – это вы!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.07.2025
Дата обновления: 02.07.2025
Дата публикации: 02.07.2025