Звуки в речи ребенка
04.09.2025
В речи детей родители, обращают внимание чаще всего только на звуки, на то как ребенок их произносит, хотя не менее важны и другие компоненты речи такие как грамматический строй (как он склоняет слова, подбирает окончания слов), лексика (на сколько разнообразен словарный запас), связность речи (на сколько правильно выстроено его высказывание).
А к логопеду приходят родители исключительно по неправильному произношению ребенком звуков, при этом не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их ребенка являются возрастной нормой, а когда нужно срочно предпринимать меры по исправлению ситуации.
В результате часто случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего ребенка настойчиво учат «рррычать», либо упорно не замечают «каши во рту» пяти-шестилетнего ребенка и считают, что само всё пройдет. Чтобы таких крайностей не случалось, родители должны знать примерные сроки появления звуков речи:
·
1–2 года: гласные А,
О, У, И, Э, а также губные звуки П, Б, М. Из этих звуков состоит сначала
гуление, потом лепет и первые слова.
·
2–3 года: звуки Й,
В, Ф, Г, К, Х, Н, Т, Д. Также ребёнок начинает произносить гласный звук Ы. В
этом возрасте малыш учится различать согласные звуки по твёрдости-мягкости.
·
3 - 4 года:
формируются звуки С и З. Допустимы их смягчённые варианты. Например, «собака» —
«сябака», «зуб» — «зюб».
·
4- 5 лет: начинают
появляться звуки Ш, Ж и Ц, но ещё допустимы замены, например, «шапка» —
«сапка», «жук» — «зюк», «цапля» — «сяпля». появляются звуки Ч, Щ. Звук Ч к
этому возрасту ребёнок хорошо произносит и различает на слух.
·
5–6 лет:
формируются звуки Л, Ль, Р, Рь. Допустимые замены: «луна» — «йуна», «лес» —
«йес», «рама» — «лама», «рис» — «лис».
В 6 лет процесс формирования звукопроизношения заканчивается.
Подготовил:
учитель-логопед Крохалева Елена Александровна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.09.2025
Дата обновления: 08.09.2025
Дата публикации: 04.09.2025