Выбираем специалиста. Логопед или дефектолог?
05.09.2025
При выявлении речевых нарушений у дошкольника следует обращаться к специалисту. Исправлением речи занимается дефектолог или логопед? Родители часто не могут определиться с выбором, так как не понимают, чем отличаются эти две профессии.
Дефектолог и
логопед — разные специалисты, которые помогают детям с разными видами
нарушений, но задачи у них различаются. Хотя деятельность логопеда и дефектолога имеет
пересекающиеся аспекты, каждый из них имеет свою область компетенции.
Перед тем как выбирать
профессионала по коррекции речи, родителям следует обратиться к неврологу,
психологу, отоларингологу. Врачи помогут определиться с выбором на основе
причин задержки речевого развития.
Дефектолог
Специализируется
на более сложных нарушениях — это может быть задержка умственного или когнитивного развития,
проблемы с восприятием, памятью или вниманием. Дефектолог работает с детьми, у
которых есть нарушения слуха, зрения или двигательных функций.
Некоторые
задачи дефектолога:
o
диагностика
особенностей развития (выявление сильных и слабых сторон, определение уровня
развития познавательных процессов);
o
разработка индивидуальных
программ развития, учитывающих особенности ребёнка;
o
коррекция
познавательных процессов (развитие внимания, памяти, мышления, речи и других
функций);
o
социальная
адаптация (обучение ребёнка навыкам самообслуживания, общения и взаимодействия
с окружающими людьми);
o
подготовка к
школе (обучение чтению, письму, счёту и другим необходимым для школы навыкам в
понятном для ребёнка формате).
К дефектологу
направляют детей с конкретными диагнозами — задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями
интеллекта, нарушениями слуха или зрения и другими.
Логопед
Занимается
развитием и коррекцией речи. Работает с детьми, у которых возникают трудности с произношением,
звукопостановкой, или наблюдается задержка речевого развития.
Некоторые задачи
логопеда:
o
диагностика
речевых нарушений (определение вида и степени нарушения);
o
коррекция
звукопроизношения (работа над правильным произношением звуков, исправление
дефектов речи);
o
развитие
фонематического слуха (занятия направлены на развитие способности различать
звуки в речи, что важно для правильного произношения и чтения);
o
развитие
лексико-грамматического строя (увеличение словарного запаса, обучение
правильному построению предложений);
o
коррекция
нарушений темпа и ритма речи (работа с заиканием, ускоренной или замедленной
речью).
Если у ребёнка
наблюдаются только сложности, связанные с речью, — нужен логопед.
Если у ребёнка
есть особенности развития, — поможет дефектолог. Иногда потребуется работа обоих специалистов,
например, если у ребёнка с ЗПР есть проблемы с речью.
Подготовил: учитель-дефектолог Плюскова Наталья Владимировна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.09.2025
Дата обновления: 08.09.2025
Дата публикации: 05.09.2025