Роль лексики в коррекции речевых нарушений у детей

13.10.2025

Лексика — это словарный состав языка, совокупность слов, обозначающих предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. В логопедии лексика рассматривается как компонент речевой системы, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, а также умение пользоваться им в конкретной ситуации. 

·         Активный словарь — слова, которые ребёнок понимает и использует в своей речевой практике (устной или письменной).

·         Пассивный словарь — слова, которые ребёнок понимает, но не использует в речи. Как правило, пассивный словарь шире активного.

Некоторые игры, которые помогают развивать лексический запас:

  • «Лови да бросай — цвета называй». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребёнок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.
  • «Съедобное — несъедобное». Взрослый называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребёнок ловит мяч, а если несъедобное — то отбрасывает.
  • «Скажи наоборот». Взрослый называет слово, а задача ребёнка — назвать другое слово, противоположное по значению.
  • «Кто где живёт?». Взрослый бросает мяч ребёнку и называет какое-нибудь животное. Задача ребёнка — при возвращении мяча назвать место, где это животное живёт.
  • «Кто подберёт больше слов». Игру лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.
  • «Большой — маленький». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет пару услышанному слову.
  • «Угадай профессию». Взрослый задаёт наводящий вопрос, а ребёнок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.
  • «Угадай предмет». Взрослый произносит несколько слов, которые в совокупности обозначают другое слово. Задача ребёнка — угадать, что именно имеет в виду взрослый.
  • «Подбери слово». Взрослый называет слово и кидает мяч, а ребёнок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению.

Игры для развития лексического запаса нужно проводить регулярно. Лучше заниматься по 10 минут каждый день, чем по 30–60 минут, но 1 раз в 3–5 дней. 

 

Также важно, чтобы новое слово перешло из пассивного в активный словарь. Для этого нужно, чтобы ребёнок не только слышал речь взрослого, но и воспроизводил новое слово много раз самостоятельно. В среднем ребёнку нужно 4–12 раз услышать новое слово в разных предложениях, чтобы начать использовать его в повседневной речи. Хочу такой сайт

Подготовил: учитель-логопед Плюскова Наталья Владимировна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.10.2025

Дата обновления: 14.10.2025

Дата публикации: 13.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».