Роль лексики в коррекции речевых нарушений у детей
13.10.2025
Лексика
— это словарный
состав языка, совокупность слов, обозначающих предметы, явления,
действия и признаки окружающей действительности. В логопедии лексика
рассматривается как компонент речевой системы, который включает в себя активный
и пассивный словарный запас, а также умение пользоваться им в конкретной
ситуации.
·
Активный словарь — слова, которые ребёнок понимает и использует в своей
речевой практике (устной или письменной).
·
Пассивный словарь — слова, которые ребёнок понимает, но не использует в
речи. Как правило, пассивный словарь шире активного.
Некоторые игры, которые помогают развивать лексический запас:
- «Лови да
бросай — цвета называй».
Взрослый бросает мяч ребёнку, называя прилагательное, которое обозначает
цвет. Ребёнок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом
существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.
- «Съедобное — несъедобное». Взрослый называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если сказанное
слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребёнок ловит мяч, а
если несъедобное — то отбрасывает.
- «Скажи
наоборот». Взрослый называет слово, а задача
ребёнка — назвать другое слово, противоположное по значению.
- «Кто где
живёт?». Взрослый бросает мяч ребёнку и называет
какое-нибудь животное. Задача ребёнка — при возвращении мяча
назвать место, где это животное живёт.
- «Кто
подберёт больше слов». Игру
лучше проводить в группе. Взрослый предлагает назвать как можно больше
слов при ответе на вопрос. Можно использовать визуальные изображения.
- «Большой — маленький». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен
поймать мяч и вернуть его, произнося при этом слово, которое составляет
пару услышанному слову.
- «Угадай
профессию». Взрослый задаёт наводящий вопрос, а
ребёнок должен ответить, кем именно работает описываемый человек.
- «Угадай
предмет». Взрослый произносит несколько слов,
которые в совокупности обозначают другое слово. Задача
ребёнка — угадать, что именно имеет в виду взрослый.
- «Подбери
слово». Взрослый называет слово и кидает мяч, а
ребёнок должен вернуть его и сказать слово, которое подходит по значению.
Игры для развития лексического запаса нужно проводить регулярно.
Лучше заниматься по 10 минут каждый день, чем по 30–60 минут, но
1 раз в 3–5 дней.
Также важно, чтобы новое слово перешло из пассивного в активный словарь.
Для этого нужно, чтобы ребёнок не только слышал речь взрослого, но и
воспроизводил новое слово много раз самостоятельно. В среднем ребёнку нужно 4–12 раз
услышать новое слово в разных предложениях, чтобы начать использовать его в
повседневной речи.
Подготовил: учитель-логопед Плюскова Наталья Владимировна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.10.2025
Дата обновления: 14.10.2025
Дата публикации: 13.10.2025