Эмоциональное непринятие ребенка
14.10.2025
Эмоциональное неприятие
ребенка может проявляться как отсутствие внимания и эмоционального
контакта (эмоциональная депривация) или как психологическое насилие (унижение,
критика, сравнение). Это может привести к проблемам с самооценкой,
замкнутости, агрессии или, наоборот, к чрезмерной капризности и стремлению
привлечь внимание. Последствия могут быть серьезными: от проблем со
здоровьем до трудностей в социализации и обучении.
Поведение:
проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и
ребенка, нечувствительности родителя и потребностям ребенка. При эмоциональном
отвержении родители не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять,
сверхкритично к нему относятся, принижают его успехи, негативно характеризуют
ребенка, винят его в своих неудачах и т.п.
ПРОЯВЛЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕПРИЯТИЯ
- Эмоциональная депривация:
Отсутствие эмоциональной связи, недостаток общения и внимания.
- Психологическое
насилие:
Унижение, критика, сравнение с другими, игнорирование, манипуляции,
чрезмерная гиперопека.
Возможные причины:
●Ребенок не
соответствует ожиданиям родителей (внешность, способности, характер);
●внешнее сходство с
«нелюбимыми родственниками» (на ребенка происходит психологическая проекция
отношения к этому родственнику);
●ребенок мешает
реализации жизненных планов;
●родитель
отождествляет ребенка с отрицательными моментами в жизни;
ВНЕШНИЕ
ПРИЗНАКИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
- Привлечение внимания:
Капризы, непослушание, попытки перебить разговор взрослых, крики, чтобы
привлечь внимание.
- Замкнутость:
Излишняя застенчивость, робость, избегание общения.
- Агрессия:
Вспышки ярости, жестокость, агрессивное поведение по отношению к
другим.
- Негативизм:
Упрямство, немотивированное сопротивление просьбам и требованиям.
- Стремление
к уходу:
Попытки «исчезнуть» из ситуации, что может проявляться в виде пассивности
или даже мыслей о суициде в подростковом возрасте.
ПОСЛЕДСТВИЯ
ДЛЯ РЕБЕНКА
- Проблемы с самооценкой:
От заниженной до завышенной, неуверенность в себе.
- Проблемы со здоровьем:
Повышенная утомляемость, снижение иммунитета, нервные расстройства.
- Нарушения в развитии:
Снижение познавательной активности, трудности в обучении.
- Проблемы
в эмоциональной сфере:
Неспособность выражать свои чувства, холодность.
Что делать, если вы испытываете неприятие к ребенку
- Обратитесь к специалисту:
Психолог или семейный терапевт помогут разобраться в причинах такого
отношения.
- Пересмотрите свое отношение:
Постарайтесь принять ребенка как отдельную личность, признать его право на
выражение своих желаний и потребностей.
- Найдите положительные моменты:
Сосредоточьтесь на сильных сторонах ребенка, говорите ему о любви и
гордости за него.
- Проводите
время вместе:
Совместные прогулки, игры или чтение книг укрепляют эмоциональную связь и
помогают создать положительные воспоминания.
Рекомендации:
Определите ценности в своей жизни,
расставьте приоритеты. Взрослый в ответе за психологический комфорт ребенка. А
любовь-важный пункт комфортного взросления.
Находите время для отдыха и
накопления собственных ресурсов. Помогите ребенку находить и сохранять
ресурсное состояние, в том числе и на собственном примере.
Ищите подход к ребенку. Поймите,
чего ждете от него Вы, а затем объедините это с возможностями ребенка.
Проводите вместе досуг. Совместное
проживание положительных эмоций очень важно для установления внутренней связи с
ребенком.
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ ДОМА
ПТЕНЧИК В ГНЕЗДЫШКЕ
Делаем «гнездышко»-сворачиваем
одеяло в валик и укладываем в форме круга. Ребенок садится в его центр т
сворачивается клубочком. Если ребенок не против, сверху его можно накрыть еще
чем-то легким. Это будет «яичко». Обнимаем его, как будто мама-птичка
высиживает птенца. Дальше все просто-с криками «Тук-тук!» «птенчик» выбирается
из «скорлупы», расправляет крылышки и «летает» по комнате.
СЕКРЕТНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ
Придумайте и разучите вместе с
ребенком версию секретного приветствия. В любой сложной ситуации ваше
«секретное приветствие» поможет вспомнить, что Вы с ребенком-одна команда и вас
соединяет крепкая, особенная связь.
РЕСУРСНЫЕ ОБРАЗЫ
Научите ребенка черпать силы из
образов и воспоминаний, извлекаемых из памяти или воображения. Для этого
предложите представить/вспомнить или придумать такое место, в котором ему было
наиболее комфортно, спокойно и безопасно. Важно наиболее полно представить себя
именно там, воспроизводить самые мелкие детали вплоть до запахов. Пусть ребенок
закроет глаза и окунется в свои фантазии. Он может даже протянуть руки и
потрогать то, что вокруг него. Если ребенок маленький и испытывает трудности с
упражнением, попробуйте перед сном рассказать ему сказку, описывая такое место
своими словами. Придумайте его вместе. В моменты сильного волнения напоминайте
ребенку об этом волшебном секретном месте и предлагайте мысленно в нем
оказаться.
КОМПЛИМЕНТЫ
Передавайте мяч друг другу со
словами: «Мне нравится в тебе, что ты…»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.10.2025
Дата обновления: 16.10.2025
Дата публикации: 14.10.2025