Аутоагрессия у детей
16.09.2025
ОТКУДА БЕРЕТСЯ?
Когда ребёнок вдруг начинает причинять вред самому себе,
родители теряются и не знают, что делать и как себя вести. Что и не
удивительно, ведь аутоагрессия иногда принимает невероятные формы.
Что же это такое?
Как правило, детская самоагрессия –
это форма психологической защиты. Ребёнок злится, но не может выместить злость на обидчика,
поэтому выбирает доступный способ и вымещает её на самого себя.
В случае запрета: «Не отбирай лопатку у Саши!», малыш замахивается на маму, а
когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя.
ПОВЕДЕНИЕ:
ребенок
проявляет любые деструктивные действия только в отношении самого себя (бьет
себя, царапает, кусает, стучится головой о стену, рвать на себе волосы или и
т.п.)
Сказываются негативные,
деструктивные модели воспитания. Наибольшую опасность представляют:
v
Психологические
особенности (сверхчувствительность, гиперответственность, конформное поведение);
v
Наказания
(ребенок не может ответить на агрессию взрослого, и наиболее доступным
объектом, на который можно выплеснуть отрицательные эмоции, становится
собственное тело);
v
Конфликты
родителей (чувство страха, беспомощности, невозможность повлиять на конфликт
приводят к аутоагрессии);
v
Недостаток
внимания (самоповреждение-способ манипуляции родителями: обеспокоенные
поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви);
v
Высокие
требования к ребенку (ожидания взрослых формируют у ребенка заниженную
самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится
способом самонаказания);
v
Ребенок
копирует поведение взрослых.
v
жесткие, авторитарные запреты,
когда дом превращается в своего рода казарму, где все регламентировано
жесточайшим сводом неписаных правил;
v
насилие как наказание или
вследствие незрелости самого родителя;
v
обесценивание;
v
пренебрежительное отношение
(игнорирование вредит не меньше пристального внимания и чрезмерной опеки);
v
отсутствие заботы в достаточной
мере.
Рекомендации:
Ø Создавайте доброжелательную
атмосферу в семье. Показывайте ребенку личный пример конструктивного поведения.
Ø Обучите способам выражения
отрицательных эмоций, приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных
ситуациях.
Ø Установите тактильный контакт
(объятия, поглаживания, различные телесно ориентированные игры + любящий взгляд
- это язык родительской любви для детей в этом возрасте!)
Ø Повышайте уверенность ребенка в
себе.
Ø Соразмеряйте собственные ожидания с
возрастными и индивидуальными возможностями ребенка.
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ ДОМА
ОБНИМАШКИ
Во время подобных игр можно
валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотать, кружить ребенка, качать на
руках и т.п. Такие игры полезны еще и тем, что что ребенок сможет выплеснуть
накопившиеся у него эмоции, это придает подобным играм терапевтический эффект.
СОЧИНИ ИСТОРИЮ
Сочините вместе с ребенком историю
о мальчике (или девочке), который был очень похож на него и которого даже звали
так же. Пусть ребенок начнет рассказывать о том, как жил вымышленный герой, а
Вы направляйте историю, вставляя ситуации, схожие с теми, которые актуальны для
Вас. Ребенок пусть опишет чувства персонажа, его желания, расскажет, как герой
справляется со сложной ситуацией.
ПТЕНЧИК В ГНЕЗДЫШКЕ
Делаем «гнездышко»-сворачиваем
одеяло в валик и укладываем в форму круга. Ребенок садится в его центр и
сворачивается клубочком. Если ребенок не против, сверху его можно накрыть еще
чем-то легким. Это будет «Яичко». Обнимаем его, как будто мама-птичка
высиживает птенца. Дальше с криками «Тук-тук!» «птенчик» выбирается из
«скорлупы», расправляет крылышки и «летает» по комнате.
МАМА РАССЕРДИЛАСЬ
Родитель говорит ребенку, что
взрослые тоже иногда сердятся, потом сами сильно от этого огорчаются, поэтому
им тоже нужно помогать избавляться от «сердиток». Далее ребенок играет роль
родителя, который рассердился. На что он рассердился, ребенок придумывает сам.
Взрослый играет роль ребенка, который пытается «снять сердитки». В игре ребенок
учится конструктивным способам снятия напряжения. Родителям это дает
возможность посмотреть на себя «глазами ребенка».
Негативное воспитание формирует
измененную личность. Часто аутоагрессия в таком случае не просто проявление
психологических проблем — это следствие полноценного психического расстройства.
Расстройства личности (по старой классификации — психопатии). Такие проблемы у
человека лечатся под контролем специалиста с применением комплексных мер.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2025
Дата обновления: 20.10.2025
Дата публикации: 16.09.2025