Говорим грамотно!

10.11.2025


 

Грамматический строй речи — это система правил, которая помогает нам правильно строить слова, словосочетания и предложения. Он включает умение изменять слова (например, по числам, родам, падежам) и сочетать их в речи. Для детей 2–7 лет развитие грамматического строя — важный этап подготовки к школе, который влияет на понимание языка и общение.

 

Основные компоненты грамматического строя

1.                 Морфология — правила изменения слов (например, «стол» — «столы», «идти» — «идёт»).

2.                 Синтаксис — правила построения предложений (например, порядок слов, использование предлогов).

3.                 Словообразование — создание новых слов (например, «школа» — «школьник»).

Этапы развития грамматического строя

·                     2–3 года: дети начинают соединять слова в простые предложения, используют множественное число, уменьшительно-ласкательные формы («киси» вместо «кошки»), повелительное наклонение («дай», «иди»). 

·                     3–4 года: осваивают падежи, согласование прилагательных с существительными, используют предлоги («в», «на», «под»). 

·                     4–5 лет: учатся образовывать сложные слова (например, «самолёт»), употреблять прилагательные в сравнительной степени, строить распространённые предложения. 

·                     5–7 лет: овладевают сложными грамматическими конструкциями, включая сложноподчинённые предложения, правильно используют предлоги, согласовывают числительные с существительными. 

 

Игры для развития грамматического строя

 

Возраст

Игра

Цель

2–3 года

«Один — много»

Учить образовывать множественное число существительных. Например: «Один мяч — много мячей». 

3–4 годаХочу такой сайт

«Назови ласково»

Развивать умение использовать уменьшительно-ласкательные формы. Например: «Дом — домик», «мяч — мячик». 

4–5 лет

«Закончи предложение»

Учить согласовывать слова в предложении. Например: «Волк бежал, а лиса...» (бежала). 

5–7 лет

«Создай новое слово»

Развивать словообразование. Например: «снег падает — снегопад», «рыбу ловит — рыболов». 

Ещё несколько игр:

·                     «Чьи хвосты?»: дети называют, чей хвост изображён на картинке (беличий, волчий). 

·                     «Покажи, что я назову»: ребёнок называет картинку и кладёт её в большой мешок, а затем «уменьшает» (называет ласково) и перекладывает в маленький мешочек. 

·                     «Репортёр»: ребёнку дают игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста о предмете (цвет, размер, назначение). 

 

Советы для родителей

·                     Читайте книги и обсуждайте их, обращая внимание на построение предложений и новые слова. 

·                     Задавайте вопросы и просите ребёнка рассказать о событиях дня или поделиться впечатлениями.

·                     Используйте повседневные ситуации для развития речи: комментируйте свои действия во время прогулки, приготовления еды, уборки.

·                     Поощряйте словотворчество, но мягко исправляйте ошибки.


Подготовил: учитель-логопед Крохалева Елена Александровна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.11.2025

Дата обновления: 18.11.2025

Дата публикации: 10.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».