Что такое РАС?
11.11.2025
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития,
характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и
поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом
РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических
группах.
Точные причины РАС все еще не установлены учеными. Но
известны ключевые факторы риска.
Наследственность. По данным исследований, от 40 до 80% случаев РАС связаны с генетическим
фактором. Но при этом предугадать такой риск (например, пройти обследования
перед решением завести ребенка) крайне тяжело: есть целое множество
генетических вариаций и спонтанных перестроек на разных участках генов, которые
невозможно заранее предсказать, и которые могут стать причиной РАС.
Иммунная система матери. Недавние исследования также обнаружили несколько моделей материнских антител, которые
могут атаковать мозг плода в утробе и повышают риск — около 20% случаев РАС
связаны именно с этим фактором.
Дородовые внешние факторы. Исследования также описывают дополнительные пренатальные (дородовые) факторы,
которые могут повысить вероятность РАС у ребенка: это прием антидепрессантов и
антибиотиков матерью во время беременности, а также инфекции, гормональные
нарушения и влияние токсичных веществ на организм матери. Но ученые отмечают,
что эти факторы все еще нельзя считать решающими, ясности по этому вопросу пока
нет.
Общие признаки расстройства аутистического спектра
Признаки РАС у детей обычно начинают
проявляться в возрасте 1,5–5 лет и сохраняются в подростковом и
взрослом возрасте.
При РАС у ребенка обнаруживают особенности в развитии
3 ключевых сфер.
Социальные особенности. Ребенку тяжело налаживать и
поддерживать социальные контакты, распознавать чужие эмоции и открыто выражать
свои. Так, детей с РАС отличает социальная замкнутость: они могут не
откликаться на свое имя вплоть до 6–12 месяцев и более, редко проявляют
жестикуляцию и эмоции в общении (из-за чего могут казаться слишком
«холодными»), избегают прямого зрительного контакта, не хотят играть с другими
детьми и проводят все свободное время в одиночестве, избегают общения.
Речевые особенности. При расстройстве аутистического
спектра у детей зачастую проявляется задержка или полное отсутствие речевого
развития: ребенок не произносит свои первые слова 2–3 лет и позже, не делает
попыток формировать фразы для общения. Он также может неконтролируемо
копировать и многократно повторять звуки, слова и фразы от окружающих, говорить
о себе в третьем лице без использования личных местоимений, придумывать новые
слова. Возможны и сложности с пониманием чужой речи: чрезмерно буквальное понимание
слов и фраз, сниженная способность или неспособность распознавать шутки,
иронию, метафоры.
Поведенческие особенности. Расстройство аутистического
спектра также можно распознать по характерному поведению ребенка. У детей с РАС
обычно наблюдается чрезмерная или сниженная чувствительность ко внешним
раздражителям: они могут слишком резко реагировать на звуки, прикосновения,
запахи или свет, — или, наоборот, словно не замечать их. Они также могут
совершать бесцельные стереотипные движения (стереотипии), которые помогают им
справиться с повышенной чувствительностью к сенсорным сигналам: например,
мычание, возгласы, раскачивания из стороны в сторону. Также при РАС наблюдаются
ограниченность интересов: например, стойкая зацикленность ребенка на одном
увлечении, чрезмерная привязанность к определенным предметам или бытовой рутине
— и вспышки раздражения или гнева при отступлении от привычных «ритуалов»,
распорядка дня.
При первых же признаках расстройства аутистического
спектра важно как можно быстрее обратиться к детскому психиатру: врач установит причину
нарушений, определит форму расстройства, разработает для ребенка индивидуальную
программу развития или восстановления навыков, поможет родителям с организацией
безопасной среды.
Важно понимать, что это не приговор. Современные
способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального
взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя,
устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди, у которых
диагностировано аутистическое расстройство, добиваются достаточно серьезных
успехов в своей профессиональной деятельности.
К
примеру, Микеланджело, Вольфганг Амадей Моцарт, Авраам Линкольн, Стенли Кубрик,
Робин Уильямс, Альберт Эйнштейн, Энди Уорхол, Билл Гейтс – все эти гениальные
известные люди в той или иной мере имели РАС.
Подготовил: учитель-дефектолог Плюскова наталья Владимировна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.11.2025
Дата обновления: 18.11.2025
Дата публикации: 11.11.2025