Что такое РАС?

11.11.2025


Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

Точные причины РАС все еще не установлены учеными. Но известны ключевые факторы риска.

Наследственность. По данным исследований, от 40 до 80% случаев РАС связаны с генетическим фактором. Но при этом предугадать такой риск (например, пройти обследования перед решением завести ребенка) крайне тяжело: есть целое множество генетических вариаций и спонтанных перестроек на разных участках генов, которые невозможно заранее предсказать, и которые могут стать причиной РАС.

Иммунная система матери. Недавние исследования также обнаружили несколько моделей материнских антител, которые могут атаковать мозг плода в утробе и повышают риск — около 20% случаев РАС связаны именно с этим фактором.

Дородовые внешние факторы. Исследования также описывают дополнительные пренатальные (дородовые) факторы, которые могут повысить вероятность РАС у ребенка: это прием антидепрессантов и антибиотиков матерью во время беременности, а также инфекции, гормональные нарушения и влияние токсичных веществ на организм матери. Но ученые отмечают, что эти факторы все еще нельзя считать решающими, ясности по этому вопросу пока нет.

Общие признаки расстройства аутистического спектра

Признаки РАС у детей обычно начинают проявляться в возрасте 1,5–5 лет и сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.

При РАС у ребенка обнаруживают особенности в развитии 3 ключевых сфер.

Социальные особенности. Ребенку тяжело налаживать и поддерживать социальные контакты, распознавать чужие эмоции и открыто выражать свои. Так, детей с РАС отличает социальная замкнутость: они могут не откликаться на свое имя вплоть до 6–12 месяцев и более, редко проявляют жестикуляцию и эмоции в общении (из-за чего могут казаться слишком «холодными»), избегают прямого зрительного контакта, не хотят играть с другими детьми и проводят все свободное время в одиночестве, избегают общения.Хочу такой сайт

Речевые особенности. При расстройстве аутистического спектра у детей зачастую проявляется задержка или полное отсутствие речевого развития: ребенок не произносит свои первые слова 2–3 лет и позже, не делает попыток формировать фразы для общения. Он также может неконтролируемо копировать и многократно повторять звуки, слова и фразы от окружающих, говорить о себе в третьем лице без использования личных местоимений, придумывать новые слова. Возможны и сложности с пониманием чужой речи: чрезмерно буквальное понимание слов и фраз, сниженная способность или неспособность распознавать шутки, иронию, метафоры.

Поведенческие особенности. Расстройство аутистического спектра также можно распознать по характерному поведению ребенка. У детей с РАС обычно наблюдается чрезмерная или сниженная чувствительность ко внешним раздражителям: они могут слишком резко реагировать на звуки, прикосновения, запахи или свет, — или, наоборот, словно не замечать их. Они также могут совершать бесцельные стереотипные движения (стереотипии), которые помогают им справиться с повышенной чувствительностью к сенсорным сигналам: например, мычание, возгласы, раскачивания из стороны в сторону. Также при РАС наблюдаются ограниченность интересов: например, стойкая зацикленность ребенка на одном увлечении, чрезмерная привязанность к определенным предметам или бытовой рутине — и вспышки раздражения или гнева при отступлении от привычных «ритуалов», распорядка дня.

При первых же признаках расстройства аутистического спектра важно как можно быстрее обратиться к детскому психиатру: врач установит причину нарушений, определит форму расстройства, разработает для ребенка индивидуальную программу развития или восстановления навыков, поможет родителям с организацией безопасной среды.

Важно понимать, что это не приговор. Современные способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя, устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди, у которых диагностировано аутистическое расстройство, добиваются достаточно серьезных успехов в своей профессиональной деятельности.

 

К примеру, Микеланджело, Вольфганг Амадей Моцарт, Авраам Линкольн, Стенли Кубрик, Робин Уильямс, Альберт Эйнштейн, Энди Уорхол, Билл Гейтс – все эти гениальные известные люди в той или иной мере имели РАС.


Подготовил: учитель-дефектолог Плюскова наталья Владимировна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.11.2025

Дата обновления: 18.11.2025

Дата публикации: 11.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».