Детский фольклор

08.12.2025


1.      Словесные игры в ладоши

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала 1930-х гг. 

Как правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей. Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением, старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук. Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед собой более сложные задачи.

У данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».

 

2.      Игры –разминки

Назначение игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача детей – не ошибиться и не отстать.  «Асы» делают это в быстром темпе. В 1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен, среди них есть тексты книжного произведения:

 

Кони, кони, кони,

Сидели на балконе,

Чай пили, чашки били,

По-турецки говорили:

«чаби-чаляби,

Чаляби-чаби-чаби!»

Мы набрали в рот воды,

И сказали всем «замри!»

  

3.      Игры – забавы

Следующая разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть – вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение произведения – в «выходе» из игры:

 

Летела ворона

В голубых панталонах,

Читала газету

Под номером пять.

Раз, два, три, четыре, пять!

Летели гуси]

По синему небу

И загадали число.Хочу такой сайт

- какое?

- любое.

- например?

- пятнадцать.

- раз,

- пятнадцать!

(Ловля хлопком руки партнёра)

 

4.      Игры – «загадалки»

Игра-«загадалка» используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей. Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение произведения – в «выходе» из игры:

 

Зубы, зубы, зубы, зубы,

Зубы надо полечить.

-а я боюсь!

-а ты не бойся!

Жаба по полю скакала

И желанье загадала.

Раз, два, три,

Загадай желанье ты!

(Поворачиваются со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно развести, желание исполнится)

 

Очевидно, в ходе своего развития ребёнок испытывает потребность в совершенствовании речевых реакций, стоящих в прямой зависимости от степени тренировки движений, этим-то и привлекают его словесные игры в ладошки. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С помощью стихотворного ритма вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая на игру. Не случайно логопеды стали использовать в практике подобные упражнения, помогающие на фоне игровых движений, скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на ритмике стихов, развить подвижность пальцев, координацию движений, эмоциональность, мышление. Хотелось бы, чтобы такие полезные и интересные игры в ладошки использовались не только педагогами и воспитателями на занятиях, на прогулках, в индивидуальной работе с детьми, но и с родителями вошли в повседневную жизнь детей,  забавляя, развлекая и развивая их.

    
Подготовил: музыкальный руководитель Коршунова Татьяна Сергеевна 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.12.2025

Дата обновления: 10.12.2025

Дата публикации: 08.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».