Детский фольклор
08.12.2025
1. Словесные игры в
ладоши
Игры
в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского
быта и фольклора и обратили на себя внимание некоторых исследователей. Эти игры
следует отнести к промежуточному типу, сочетающему собственно словесную игру и
игру спортивно-манипуляторную, где есть элемент соревнования, физический и
умственный тренаж. Данный тип появился и развивается предположительно с начала
1930-х гг.
Как
правило, это парные упражнения, которые выполняют двумя руками одновременно и
попеременно. Игровые упражнения усваиваются с учетом возрастных особенностей.
Так, малыши выполняют простые движения с малым стихотворным сопровождением,
старшие – с большим стихотворным сопровождением и фигурным движением рук.
Видимо, освоив свободное выполнение простых упражнений, ребенок ставит перед
собой более сложные задачи.
У
данного типа игр есть ряд приёмов исполнения движений руками и способов
применения стихотворных текстов. Различаются три разновидности
игры: игра-разминка, игра-забава, и игра-«загадка».
2.
Игры –разминки
Назначение
игры-разминки – в удовлетворении потребности развлечься и немного размяться. В
основе её – тактильный контакт ладонями в произвольно выбранном темпе. Задача
детей – не ошибиться и не отстать. «Асы» делают это в быстром темпе. В
1960-х гг. дети играли в ладошки без слов – современные дети играют с речевым
сопровождением. Исполнение текстов происходит в декламационном стиле хорового
скандирования. Ценится равномерность, непрерывность в произношении и отбивке
ладошками стихотворного ритма. Безостановочное, мерное движение рук
направляется ритмом стихотворения. В хорошем исполнении игра даёт детям
эстетическое наслаждение, близкое к торжеству. Круг таких произведений обширен,
среди них есть тексты книжного произведения:
Кони,
кони, кони,
Сидели
на балконе,
Чай
пили, чашки били,
По-турецки
говорили:
«чаби-чаляби,
Чаляби-чаби-чаби!»
Мы
набрали в рот воды,
И
сказали всем «замри!»
3. Игры – забавы
Следующая
разновидность игры – игра-забава – имеет задачу выявить, кто из игроков
расторопнее. Её построение простое, трёхчастное: зачин не всегда
отлит в форму стихотворного произведения, вторая часть
– вопрос-ответ, третья часть – счёт либо произнесение слова
по буквам с ловлей-хлопком на последнем счётном слове либо последней букве
слова. Объем текста небольшой, в завершающей стадии происходит смена приёма
исполнения: выделенное слово разделяется по буквам, смысл и значение
произведения – в «выходе» из игры:
Летела
ворона
В
голубых панталонах,
Читала
газету
Под
номером пять.
Раз,
два, три, четыре, пять!
Летели
гуси]
По
синему небу
-
какое?
-
любое.
-
например?
-
пятнадцать.
-
раз,
-
пятнадцать!
(Ловля хлопком
руки партнёра)
4. Игры – «загадалки»
Игра-«загадалка»
используется детьми как способ загадать желание. Исполняемые стишки
приспособлены для выражения быстро сменяющихся настроений и желаний детей.
Стишок заканчивается нарочитой «обнажённостью» текстового задания. У этой игры есть
правила и нормы исполнения: в завершающей фазе отвернуться, закрыть ладонью
какой-либо глаз, загадать желание и вновь повернуться. Если ваши действия
совпали с действиями партнёра по игре, то желание сбудется. По-своему волнующая
концовка способна вызвать восторг или чувство досады. Смысл и значение
произведения – в «выходе» из игры:
Зубы,
зубы, зубы, зубы,
Зубы
надо полечить.
-а
я боюсь!
-а
ты не бойся!
Жаба
по полю скакала
И
желанье загадала.
Раз,
два, три,
Загадай
желанье ты!
(Поворачиваются
со скрещёнными впереди руками соединяют их с руками партнёра. Если руки можно
развести, желание исполнится)
Очевидно,
в ходе своего развития ребёнок испытывает потребность в совершенствовании
речевых реакций, стоящих в прямой зависимости от степени тренировки движений,
этим-то и привлекают его словесные игры в ладошки. Чем выше двигательная
активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С помощью
стихотворного ритма вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания,
развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает
детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая на игру. Не случайно
логопеды стали использовать в практике подобные упражнения, помогающие на фоне
игровых движений, скорректировать дефекты речи и, наоборот, основываясь на
ритмике стихов, развить подвижность пальцев, координацию движений,
эмоциональность, мышление. Хотелось бы, чтобы такие полезные и интересные игры
в ладошки использовались не только педагогами и воспитателями на занятиях, на
прогулках, в индивидуальной работе с детьми, но и с родителями вошли в
повседневную жизнь детей, забавляя, развлекая и развивая их.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.12.2025
Дата обновления: 10.12.2025
Дата публикации: 08.12.2025