Слоговая структура слова в логопедии

02.12.2025


 

Слоговая структура слова (ССС) — это порядок расположения слогов внутри слова, последовательность согласных и гласных звуков, определяющая количество и качество слогов. 

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется ошибками при восприятии и воспроизведении слов, такими как пропуски, замены, перестановки слогов и искажение звуковой формы слова. Эта проблема влияет на развитие речи ребёнка, затрудняет формирование грамматического строя, усвоение звукового анализа, а в дальнейшем — овладение письмом и чтением. 

Типы нарушений ССС

Некоторые типы нарушений ССС по классификации А. К. Марковой:

  • Нарушение количества слогов. Пропуск слогов («моко» вместо «молоко»), добавление слогов («команата» вместо «комната»).
  • Нарушение последовательности слогов. Перестановка слогов («деворе» вместо «дерево»).
  • Искажение структуры отдельного слога. Сокращение стечения согласных («тул» вместо «стул»).
  • Уподобление слогов. Например, «вававетка» вместо «варежка».
  • Персеверации (циклическое повторение). «пананама» вместо «панама».
  • Антиципации (предвосхищение звуков). «нананас» вместо «ананас».
  • Контаминации (смешение слов). «белток» (из слов «белый» и «желток»).

У одного ребёнка могут наблюдаться разные типы нарушений ССС, которые проявляются в зависимости от сложности слова и речевой ситуации.

Причины

Некоторые причины нарушений ССС:

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие. Ребёнок не различает звуки речи, что приводит к их неправильному воспроизведению в словах.
  • Дизартрия. Нарушение произносительной стороны речи из-за недостаточной иннервации речевого аппарата.
  • Нарушения оптико-пространственной организации. Ребёнок не может правильно воспринимать и воспроизводить последовательность звуков и слогов в слове.
  • Проблемы с ритмической и динамической организацией движений. Ребенку сложно воспроизводить ритмический рисунок слова, что приводит к пропуску или добавлению слогов.
  • Пониженная мотивация речевой активности. Если ребёнок мало говорит, у него не формируется достаточный опыт использования разных слоговых структур.

Методы коррекцииХочу такой сайт

В логопедической работе по коррекции нарушений ССС важно учитывать возраст ребёнка и уровень развития его речи. Некоторые принципы коррекционной работы:

  • Постепенное усложнение речевого материала. Переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа. 
  • Использование игровых приёмов. Это помогает заинтересовать ребёнка и повысить эффективность занятий. 
  • Работа над чистоговорками, стихами и текстами. Например, заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги. 

Примеры упражнений

Некоторые упражнения для коррекции слоговой структуры слова:

  • «Телеграф». Ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок. 
  • «Сосчитай, не ошибись». Ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Нужно сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее. 
  • «Какое слово получилось?». Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося начало или конец слова. Ребёнок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово, затем называет его полностью. 
  • «Разрезные картинки». Нужно разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

Подготовил: учитель-логопед Плюскова Наталья Владимировна

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.12.2025

Дата обновления: 10.12.2025

Дата публикации: 02.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».