Слоговая структура слова в логопедии
02.12.2025
Слоговая структура слова (ССС) — это порядок расположения слогов внутри слова, последовательность
согласных и гласных звуков, определяющая количество и качество слогов.
Нарушение слоговой структуры слова характеризуется
ошибками при восприятии и воспроизведении слов, такими как пропуски, замены,
перестановки слогов и искажение звуковой формы слова. Эта проблема влияет на
развитие речи ребёнка, затрудняет формирование грамматического строя, усвоение
звукового анализа, а в дальнейшем — овладение письмом и чтением.
Типы нарушений
ССС
Некоторые типы нарушений ССС по классификации А.
К. Марковой:
- Нарушение количества слогов. Пропуск
слогов («моко» вместо «молоко»), добавление слогов («команата» вместо «комната»).
- Нарушение последовательности слогов. Перестановка слогов («деворе» вместо «дерево»).
- Искажение структуры отдельного слога. Сокращение стечения согласных («тул» вместо «стул»).
- Уподобление слогов. Например, «вававетка» вместо «варежка».
- Персеверации (циклическое повторение). «пананама» вместо «панама».
- Антиципации (предвосхищение звуков). «нананас» вместо «ананас».
- Контаминации (смешение слов). «белток» (из слов «белый» и «желток»).
У одного ребёнка могут наблюдаться разные типы нарушений
ССС, которые проявляются в зависимости от сложности слова и речевой ситуации.
Причины
Некоторые причины нарушений ССС:
- Фонетико-фонематическое недоразвитие. Ребёнок
не различает звуки речи, что приводит к их неправильному воспроизведению в
словах.
- Дизартрия.
Нарушение произносительной стороны речи из-за недостаточной иннервации
речевого аппарата.
- Нарушения оптико-пространственной
организации. Ребёнок не может правильно воспринимать и
воспроизводить последовательность звуков и слогов в слове.
- Проблемы с ритмической и динамической
организацией движений. Ребенку
сложно воспроизводить ритмический рисунок слова, что приводит к пропуску
или добавлению слогов.
- Пониженная мотивация речевой активности. Если ребёнок мало говорит, у него не
формируется достаточный опыт использования разных слоговых структур.
В логопедической работе по коррекции нарушений
ССС важно учитывать возраст ребёнка и уровень развития его речи. Некоторые
принципы коррекционной работы:
- Постепенное усложнение речевого материала. Переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по
мере усвоения слов предыдущего типа.
- Использование игровых приёмов. Это помогает заинтересовать ребёнка и повысить эффективность
занятий.
- Работа над чистоговорками, стихами и
текстами. Например, заучивание чистоговорок с
различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, чтение
предложений и связных текстов с предварительным делением слов на
слоги.
Примеры упражнений
Некоторые упражнения для коррекции слоговой
структуры слова:
- «Телеграф». Ребёнок «передаёт» заданное слово,
отстучав его ритмический рисунок.
- «Сосчитай, не ошибись». Ребёнок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки
(кольца пирамидки, кубики). Нужно сравнить слова: где камешков больше, то
и слово длиннее.
- «Какое слово получилось?». Взрослый бросает мяч ребёнку, произнося начало или конец слова.
Ребёнок возвращает мяч, начиная или заканчивая это слово, затем называет
его полностью.
- «Разрезные картинки». Нужно разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в
слове, подписать, назвать каждый слог.
Подготовил: учитель-логопед Плюскова Наталья Владимировна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.12.2025
Дата обновления: 10.12.2025
Дата публикации: 02.12.2025